Проект “Химия в профессии продавца”
Химия в учреждениях системы НПО изучается профилировано. Профессионально значимый материал выделяется в отдельный модульный отдел (профилированный модуль), который завершает курс химии. При изучении этого раздела достаточно подробно рассматриваются вопросы по химии соединений, широко используемых в данной отрасли производства. Через блок “Химия в профессии” осуществляется принцип профильности, его содержание призвано повысить уровень компетенции профессионала за счет грамотных и обоснованных знаний химии в своей будущей профессии.
Курс химии тесно связан с предметами профессионального цикла - спецтехнологией, кулинарией, товароведением, физиологией питания, поэтому более успешное изучение курса будет зависеть от применения знаний и навыков, полученных на уроках спецпредметов.
Тематическое планирование профильного модуля (10 часов).
1,2 урок. Химический состав пищевых продуктов.
3 урок. Стекло и керамические изделия.
4 урок. Металлы, сплавы и изделия из них.
5 урок. Косметические и парфюмерные товары.
6 урок. Ювелирные изделия.
7 урок. Полимерные материалы, входящие в состав промышленных товаров.
8, 9 урок. Практическая работа. Определение химического состава некоторых товаров.
10 урок. Зачетная работа.
При изучении профильного модуля в группе «Продавец, контролер-кассир” использовался метод проектов. Применение проектной технологии способствует более свободному овладению знаниями, усиливает мотивацию учения, делает знания более прочными, реальными. Проектная деятельность помогает учащимся в дальнейшем видеть проблему, планировать ход решения и разрешить ее. Деятельность учащихся получает общественную оценку при защите проектных работ на конференции, что способствует повышению самооценки учащихся. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель и задачи профильного модуля:
1. Расширить и углубить знания по химическому строению, свойствам веществ, используемых в данной профессии.
2. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации, умение выбирать главное, анализировать полученную информацию, навыки исследовательской деятельности.
3. Развивать коммуникационные качества учащихся: умение работать в паре, команде, сплочению, общению между собой.
Разработка проектов, выполнение исследовательской части проекта выполнялась во время уроков, во внеурочное время осуществлялась подготовка проектных работ к их защите на конференции.
Темы проектов: Стеклянные товары, Фарфоровые изделия, Ножевые изделия и столовые приборы,Кожаная обувь.Парфюмерные товары. Косметические товары. Ювелирные товары. Хлеб и хлебобулочные товары. Ягоды.Мед.
Этапы работы над проектом
1. Исходный: разработка проектного задания. (Урок 1,2) Определение проблемы, цели и поэтапных задач проекта. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.
2. Разработка проекта: планирование работы.
1) Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей и промежуточной
отчетности.
2) Выбор средств и методов выполнения проекта.
3) Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей. |
Создание проблемной ситуации (используется “мозговой штурм”) Учитель предлагает учащимся выбрать наиболее их интересующую проблему. Формулирует соответствующие темы и подтемы (проектные задания). Учитель показывает образец формулирования гипотез как высказывание о взаимосвязи, отношении результата и условий.
Учитель задаёт план работы над проектом, и организует его обсуждение. План работы фиксируется в индивидуальных графиках (планах), а также в виде общеклассного «экрана» (графика) выполнения проекта. Сроки и график выполнения проектных заданий и отчетности задает учитель. Указывается, какая часть работы и на каком уроке будет выполняться. Что и к какому сроку выполняется в качестве домашнего задания.
Учитель представляет в наглядной форме перечень всевозможных методов, применяемых в проектной деятельности, из которого учащиеся могут выбрать и обсудить в группе их эффективность при решении той или иной задачи.
Учитель предлагает различные варианты работы над проектом. Общая тема для группы разбивается на мелкие подтемы (в соответствии с частными проблемами). Коллектив разбивается на творческие группы. Каждая группа выбирает задание на выполнение своего отдельного проекта. Внутри команды все её члены могут сообща выполнять все задания, или распределить обязанности. |
4) Выбор способов оформления результатов и их презентации
3. Реализация проекта.
1) Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. ( Урок3,4)
2) Проведение исследования. (Урок5,6) |
Учитель предлагает учащимся выбрать способ оформления результатов проектной деятельности и способ их презентации, исходя из интересов, желания и возможностей учащихся, а также целесообразности с точки зрения особенностей материала проекта и его значимости. Заполняется “маршрутный лист проекта”:
Схема оформления документа Общая тема:
Тема проекта:
Цель проекта:
Цель исследования:
Содержание проекта:
Методы сбора и обработки информации:
Метод наблюдения, метод опроса, метод экспертной оценки, экспериментальный метод, тестирование, поиск информации в библиотеке, интернете, метод анализа информации, другое
Источники информации:
Формы представления проекта:
Реферат, видеофильм, статья, предложение в правительство, статистические данные, наглядный материал, макеты, диаграммы, создание слайдфильма, презентация, выпуск листовок, инструкции к эксплуатации, фотовыставка, доклад, буклет, плакат и т.д.
Информация об участниках:
Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность. Учитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность учащихся и групп. Проект разрабатывается в урочное время, поэтому в классе должна быть составлена подборка необходимой литературы со свободным доступом к ней учащихся. Литературу отбирает учитель и приносят учащиеся. Учитель дает учащимся рекомендации, как работать с литературными источниками в виде памяток, алгоритмов действий, фронтального обсуждения.
Учитель оказывает помощь учащимся в разработке программы исследования, в отборе оборудования и интерпретации результатов. Учащиеся проводят эксперимент. |
|
|
3) Подготовка иллюстративного материала (внеурочная работа)
4) Оформление материала для презентации (Урок 7,8)
5) Контроль и коррекция промежуточных результатов. (внеурочная индивидуальная работа с учащимися) |
Учащиеся сами выбирают способы представления наглядно-графического материала. Учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении этой работы.
Подготовка учащимися материала для представления проекта: заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.
Учитель оказывает поддержку учащимся, консультирует, осуществляет промежуточный контроль. |
|
|
4. Завершение проекта. (Урок 9, 10)
1) Защита проектов.
2) Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
3) Рефлексия. |
Завершенный проект представляется и предполагается получение общественной оценки у учащихся своего класса, экспертов. Защита проектов происходит на открытом обобщающем уроке.
«Председатель жюри» подводит общий итог относительно качества проекта. Предлагает рекомендации (или решения) о практическом внедрении проекта.
Учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе. Учитель, в свою очередь, оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по педагогическому руководству проектной деятельностью детей. Совместно с детьми решают, какие усовершенствования в эту работу внести. |
|